Андриан Винокуров, родившийся в молдавском городе Кагул, начал свой профессиональный путь после окончания 9 классов. Первые шаги в мир труда он сделал, отправившись работать в Ирландию. Спустя десять лет успешной деятельности на рыболовных судах, он принял решение о дополнительном образовании и успешно завершил учебу в морском колледже Ирландии.
В настоящее время у Андриана обширный опыт работы на краболовных и рыболовных судах в различных регионах, включая Европу, Шотландию и Аляску. На данный момент он находится в Норвегии.
В эксклюзивном интервью Андриан поделился своими мыслями о морской профессии, рассказал о своем опыте с "морской" болезнью и первых впечатлениях от жизни на корабле. Он также затронул темы дружбы и взаимопомощи в команде, обсудил рабочий график, трудности, с которыми ему приходится сталкиваться, а также высокие заработные платы, характерные для этой профессии. Подробнее про работу в Норвегии смотри на сайте.
Работал на рынке, а затем решил уйти в море
Мой путь в морской сфере не начался сразу. Прежде чем я присоединился к экипажу судов, моя трудовая деятельность развивалась на рынке "7-й километр" в Одессе. С 2000 по 2002 годы моя средняя ежемесячная заработная плата колебалась от 300 до 500 долларов, иногда достигая 700 долларов. С течением времени я принял решение оставить эту сферу занятости и перейти к работе, предоставляющей более высокую оплату.
Большую часть времени я провел на рыболовных судах в Ирландии. Несмотря на то, что у меня уже было представление о краболовых и рыболовных судах в Норвегии из газет и передач на канале "Discovery", более подробную информацию о профессии я получил от Рената Бесолова. Пройдя курс в BFISHERMAN, я нашел место на рыболовном судне в северной части Норвегии.
Почти все норвежские компании требуют предоставления резюме (CV) перед принятием человека на работу. Для посадки на краболовое судно, вне зависимости от страны, обязательны базовые курсы по технике безопасности на судне. Навыки предоставления первой медицинской помощи в случае чрезвычайной ситуации, а также знание процедур при пожаре являются обязательными. Также перед началом работы на судне проводится медицинская комиссия.
На судне члены команды всегда работают сообща
В начале моей карьеры на промысловых судах опыт был чрезвычайно важен. Тем не менее, честно говоря, когда уже присутствует около десяти опытных членов экипажа на борту, компания может решить предоставить возможность даже тем, кто еще не обладает необходимым опытом. Возможность для новичка постепенно приобретать необходимые навыки на борту и освоить правильное и эффективное выполнение своей работы предоставляется.
Если вы активно учитесь и успешно выполняете свою работу, то есть шанс остаться на постоянной основе; в противном случае вас могут попросту попрощаться. Несмотря на опыт команды, каждый член экипажа обязан постоянно учиться всем тонкостям своей работы. Например, на всех судах существуют такелажные (веревочные) системы, и иногда они ломаются. Важно уметь ремонтировать их, выполнять сростки, делать узлы и многое другое.
На краболовном судне нельзя просто наблюдать со стороны
На борту краболовного судна возникает множество задач, которые невозможно решить в одиночку. Здесь преобладает принцип коллективной работы. Будь то краболовное, рыболовное или любое другое судно, эффективное взаимодействие между членами экипажа играет ключевую роль. Все участники команды обязаны трудиться сообща, поддерживая дружелюбную атмосферу. На судне нет понятия того, что один человек выполняет задачу, в то время как другой просто наблюдает. Все, без исключения, действуют в едином порыве.
Как упоминалось ранее, основными требованиями для тех, кто собирается работать на судне, являются прохождение подготовительных курсов по безопасности и медицинская комиссия для моряков. Практически все компании настаивают на прохождении медицинской комиссии, поскольку для них важно, чтобы на борту находились здоровые и физически подготовленные люди. Кроме того, наличие опыта работы часто является важным фактором для некоторых компаний, что облегчает работу всей команды.
За два месяца мне удалось достичь максимальной эффективности и полностью компенсировать все затраты на судне.
Впервые я окунулся в мир морских приключений на борту судна в Ирландии в 2005 году. Тогда, в сотрудничестве с моим коллегой из Польши, мы оба были новичками в этой области. У меня не было ни опыта, ни навыков, и я лишь внимательно изучал, как опытные моряки выполняют свою работу. Особенно меня привлекали аспекты, такие как плетение тралов (рыболовных сетей), создание веревок, а также мастерство работы с ваерами (металлической проволокой) с использованием специальной техники. Примерно за два месяца я освоил достаточный опыт и добился полной оплаты своего труда на судне.
В основном я предпочитал работу на краболовных судах. Иногда мне приходилось выполнять обязанности помощника капитана на мостике. Когда капитану было сложно справляться в одиночку, меня отправляли на этот пост. Я также замещал его, когда ему требовался отдых в выходные.
В начале своей карьеры, когда все было новым и захватывающим, трудности казались незначительными. Все воспринималось как увлекательное приключение, особенно учитывая, что прежде подобное морское путешествие я видел только по телевизору.
Сложнее всего работать зимой
График трудовой смены на больших судах, как правило, установлен и составляет 12 часов, хотя это может варьироваться в зависимости от типа судна. На небольших кораблях, напротив, отсутствует строгое ограничение по времени. Здесь экипаж может трудиться 15-18 часов, 20-24 часа или даже 32 часа, причем управление временем отдыха остается на усмотрение самого экипажа. Члены экипажа могут чередоваться в отдыхе, позволяя друг другу отдохнуть пару часов, или же весь коллектив может временно остановить корабль, чтобы каждый мог насладиться несколькими часами отдыха.
Продолжительность плавания судов в море различается в зависимости от различных факторов, таких как расстояние и загрузка судна. Например, крупные суда, перевозящие замороженного краба, могут пробыть в море 3-5 недель, в то время как суда с живыми крабами, с которыми мне чаще всего доводилось работать, отправляются в море на 2-3 дня и возвращаются в порт. Это делается для того, чтобы сохранить живучесть крабов и реализовать их по более высокой цене, поскольку живые крабы ценятся дороже, чем замороженные.
На корабле основные трудности возникают зимой во время стихийных бурь и высоких волн. Важно уметь удерживаться на ногах, чтобы избежать падения за борт или неудачного падения на палубе. Для новичков, начинающих свою работу зимой, это представляет особое испытание.
Три дня мучился от «морской» болезни
Когда я впервые ступил на норвежское судно, капитан проявил интерес к моему морскому опыту. Мой ответ звучал уверенно: у меня есть опыт работы на небольших кораблях, и я убежден, что справлюсь в море. Однако, когда я впервые принял на себя управление кораблем вместо капитана, на часах было 22:00, и через два часа я почувствовал, что у меня начались проблемы с желудком.
Сначала я подумал, что виной всему некачественная пища, но позднее выяснилось, что это были первые симптомы "морской" болезни. Осознание пришло, когда меня мучила тошнота в течение 5-6 часов. Симптомы морской болезни сопровождали меня с пятницы вечера до понедельника. Эти три дня в 2005 году остались незабываемыми.
Мой основной опыт работы заключается в быстром освоении навыков работы с такелажем, включая плетение веревок и рыболовных сетей, даже с закрытыми глазами. Меня не устраивает, когда капитан или компания требует выполнения различных задач без должной компенсации. В подобных ситуациях я обычно заявляю, что готов работать несколько недель, а затем ухожу. Иногда, находясь в море и обладая опытом правильного лова рыбы или крабов, я получаю советы от компании на суше. Я считаю, что даже советы должны быть полезными.
Если выдаются свободные дни, я выбираю путешествия
Когда речь заходит о норвежских судах, на борту преимущественно присутствует население Норвегии. Если судно обслуживается исключительно норвежцами, уровень заработных плат здесь значительно высок. В случае наличия работников из Латвии, Молдовы, Польши, Румынии, Болгарии, зарплаты также остаются на уровне выше среднего, хотя и не достигают высоких стандартов, установленных для коренных норвежцев.
На норвежских судах основным языком общения является норвежский, но в случаях, когда работают иностранцы из Европы, помимо норвежского, используется английский язык. Также может использоваться русский, румынский, португальский и даже другие языки, лишь бы обеспечивать взаимопонимание.
Когда у члена экипажа судна появляется один-два выходных дня на суше, он может посетить паб, вернуться домой к родственникам или просто отдохнуть, в зависимости от страны проживания. Лично я предпочитаю проводить свободное время, если у меня есть целая неделя, в путешествиях или встречах с членами экипажа за бокалом пива.
Если выдаются свободные дни, я выбираю путешествия
На ирландских краболовных судах заработок характеризуется нестабильностью. Каждую неделю нам предстоит выплачивать около 1000 евро. Тем не менее, в случае успешной ловли, за неделю мы могли получить до 4860 евро.
В среднем в месяц удавалось достичь от 15 до 20 тысяч евро. К сожалению, мой максимальный заработок составил всего 11 400 евро.
На норвежских судах зарплаты также высоки, но при этом сопровождаются высокими налогами. Например, при еженедельном заработке в 7-8 тысяч евро, из-за вычета налогов остается всего 5-6 тысяч чистой прибыли. Тем не менее, у нас есть шанс на получение бонуса от компании при успешной ловле.
С тех пор, как я приступил к работе на судах, я осознал, что другие виды занятости уже не устраивают меня из-за более низких заработков. Работа на судне изменила мою жизнь, предоставив возможность зарабатывать больше денег.
Мои близкие предлагали мне приобрести собственный корабль и открыть свой бизнес, но я отказался, утверждая, что это требует значительных финансовых затрат, и я не готов влезать в долги, а также нести полную ответственность. Владение собственным бизнесом означает ответственность за все аспекты.
Меня мотивируют деньги, которые впоследствии предоставляют мне возможность приобретать необходимые вещи. Именно поэтому я продолжаю преодолевать все трудности и тружусь в море на краболовных и рыболовных судах.