«Пятерочка» избавляется от кассиров? Из-за кадрового дефицита сеть намерена перейти к неожиданным мерам

30.06.2025, 17:30 , Ольга Колина

Сеть «Пятёрочка» запускает новый формат магазинов — фиджитал, который объединяет физическую торговлю с цифровыми технологиями. Это ответ на нехватку персонала и рост арендных ставок. В таких магазинах нет кассиров, а покупатели оформляют заказы через сенсорные экраны и планшеты, что позволяет сократить торговую площадь и увеличить складские помещения.

Первый такой магазин уже открылся в Москве на улице Серпуховская. Его площадь — около 215 кв. метров, где представлены товары повседневного спроса. Для покупки бакалеи и непродовольственных товаров покупатели делают заказ на специальных устройствах, а затем получают готовый заказ в зоне выдачи. В магазине также есть расширенная зона кафе, где можно дождаться покупки в комфортной обстановке.

В отличие от традиционных магазинов «Пятёрочка», где 70% площади занимает торговый зал, а 30% — склад, в фиджитал-магазинах пропорции меняются в пользу складских помещений. Это позволяет увеличить ассортимент примерно на 15%. При этом персонал сохраняется, но сотрудники занимаются выкладкой товаров и контролем возрастных ограничений, а кассиров больше нет.

Подобные эксперименты уже проводили «Вкусвилл» и «Глобус». В «Вкусвилле» система самообслуживания работает в некоторых круглосуточных магазинах ночью, а «Глобус» внедрял подобные технологии ещё в 2016 году.

Такой подход помогает решать проблему дефицита кадров, снижать операционные расходы и создавать более удобный и современный опыт покупок для клиентов.