«Пятерочка» избавляется от кассиров? Из-за кадрового дефицита сеть намерена перейти к суровым мерам

29.06.2025, 17:30 , Дмитриева Анастасия

Недостаток рабочей силы и повышение арендных ставок заставили руководство сети «Пятерочка» обратиться к новой концепции «фиджитал», которая представляет собой сочетание физических и цифровых форматов. Этот подход позволяет функционировать без кассиров и снижать торговую площадь. Ранее аналогичные эксперименты проводили такие сети, как «Вкусвилл» и «Глобус», сообщает издание «КоммерсантЪ».

В Москве уже открылся первый магазин в новом формате. Он оснащен специальными экранами и планшетами, с помощью которых покупатели могут оформлять заказы. На основе ранее сделанных покупок ритейлер предоставляет персонализированные предложения.

Торговая площадь нового магазина составляет 215 квадратных метров, что вполне достаточно для размещения товаров повседневного спроса. Бакалею и товары ненадлежащего спроса можно заказать через сенсорные экраны.

Этот новый формат также меняет распределение площади в магазине: если в традиционной «Пятерочке» 70% отводится под торговый зал, а 30% — под склад, то в новом варианте эти пропорции сменяются в пользу складских помещений. Также увеличена зона кафе, где покупатели могут дождаться свои заказы.

«Пусть наши покупатели проводят время в уютной зоне кафе и получают положительные эмоции, вместо того чтобы испытывать неудобства при поиске товаров в магазине», — отметил Михаил Ярцев, управляющий директор бизнес-единицы «Клиентский опыт Х5».

Однако полностью отказываться от сотрудников обновленные супермаркеты не намерены. Вместо кассиров, которые будут исключены, останутся сотрудники, занимающиеся выкладкой товаров, а также контролирующие соблюдение возрастных ограничений покупателей.

Стоит отметить, что в 2022 году «Вкусвилл» также пробовал ввести подобную систему в своих круглосуточных магазинах, где клиенты могли оплачивать покупки на кассах самообслуживания. На текущий момент данный механизм работает лишь в некоторых магазинах ночью. Похожую инициативу в 2016 году реализовала и сеть «Глобус».