В 10 класс придется поступать: школьников и их родителей ошарашили новыми правилами сдачи экзаменов

30.06.2025, 12:30 , Ольга Колина

В июне 2025 года в России стартует эксперимент, который кардинально меняет правила поступления в колледжи в трёх регионах — Москве, Санкт-Петербурге и Липецкой области. Главная новация — сокращение экзаменов с четырёх до двух: теперь для поступления достаточно сдать только русский язык и математику. Это должно облегчить поступление, снизить стресс и затраты для абитуриентов и их семей, пишет источник.

Однако такая реформа вызывает вопросы о справедливости. Школьники, выбирающие колледж после 9 класса, будут сдавать меньше экзаменов, чем их сверстники, продолжающие обучение в 10 классе, которым придётся сдавать все четыре предмета. Это создаёт разрыв в образовательных стандартах и ставит под сомнение равенство условий получения аттестата.

Кроме того, регионам предоставлено право самостоятельно устанавливать минимальные проходные баллы для перехода в старшую школу. Это может привести к тому, что некоторых школьников будут вынуждать поступать в колледжи, что вызывает опасения по поводу возможных злоупотреблений.

Международный опыт показывает, что сокращение экзаменов не всегда приводит к положительным результатам. В Южной Корее, например, это вызвало рост частного репетиторства и социального неравенства. В Финляндии же гибкие системы оценивания работают успешно благодаря высокому уровню базового образования и качественной подготовке педагогов.

Кроме того, упрощение вступительных требований может снизить мотивацию к изучению важных предметов, таких как биология или обществознание, особенно если они не будут учитываться при поступлении на профильные специальности. Колледжи рискуют получить студентов с недостаточными знаниями, что негативно скажется на качестве образования.

В целом эксперимент направлен на упрощение поступления и повышение доступности профессионального образования, но требует внимательного мониторинга и корректировок, чтобы избежать негативных последствий и сохранить качество подготовки специалистов.