Дискуссии о возможности введения возрастных ограничений для пожилых водителей в России продолжают вызывать активные дебаты среди экспертов и широкой общественности. В настоящее время в российском законодательстве нет возрастных ограничений для водителей, однако вероятность их появления в будущем остается реальной. Эти обсуждения происходят на фоне мирового опыта и растущей обеспокоенности по поводу безопасности дорожного движения, сообщает источник.
Во многих странах действуют более строгие правила для пожилых водителей:
• В Саудовской Аравии водители старше 70 лет обязаны проходить ежегодное медицинское освидетельствование.
• В Турции водители старше 65 лет должны проходить медосмотры каждые два года, а после 75 лет — каждый год.
• На Филиппинах водители старше 60 лет сталкиваются с повышенными требованиями к состоянию здоровья, включая обязательные проверки зрения и слуха.
• В Объединенных Арабских Эмиратах в некоторых регионах водители старше 70 лет могут лишиться прав за отсутствие регулярных медосмотров.
Эти меры направлены на снижение рисков, связанных с управлением автомобилем. Серьезные заболевания, такие как ухудшение зрения и сердечно-сосудистые болезни, могут стать основанием для аннулирования водительских прав.
Несмотря на это, статистика показывает, что пожилые водители реже становятся виновниками серьезных ДТП. Их опыт и осторожный стиль вождения часто компенсируют потенциальные недостатки, связанные с возрастом. Однако некоторые заболевания, такие как диабет или ухудшение зрения, могут увеличить вероятность аварий. В таких случаях восстановление прав возможно после прохождения дополнительной медкомиссии и подтверждения способности управлять автомобилем, особенно если требуются специальные очки.
В 2023 году депутаты Санкт-Петербурга предложили ужесточить требования к водителям старше 70 лет:
• Уменьшить срок действия водительских удостоверений до двух лет.
• Обязать проходить медицинские осмотры каждые два года.
• Ужесточить требования к состоянию здоровья, особенно к зрению и слуху.
Сторонники этой инициативы уверены, что она поможет уменьшить количество ДТП, вызванных возрастными факторами, и повысит общую безопасность на дорогах. Однако это предложение не получило широкой поддержки и воспринимается многими как дискриминационное.
Таким образом, вопрос о введении возрастных ограничений для пожилых водителей остается открытым. С одной стороны, безопасность на дорогах является важнейшей задачей. По данным ГИБДД, около 10% дорожно-транспортных происшествий с участием пожилых водителей связано с их физическими ограничениями. Ухудшение зрения и замедленная реакция действительно могут создавать риск возникновения аварий.