Вопрос о введении возрастных ограничений для водителей пожилого возраста в России продолжает оставаться предметом активных дискуссий. В настоящее время в российском законодательстве такие ограничения отсутствуют, однако перспектива их появления в будущем вполне реальна, особенно в контексте международного опыта и заботы о безопасности дорожного движения.
В ряде стран действуют более строгие правила для пожилых водителей. Например, в Саудовской Аравии водители старше 70 лет обязаны ежегодно проходить медицинское освидетельствование. В Турции водители старше 65 лет проходят медицинские проверки каждые два года, а после 75 лет – ежегодно. На Филиппинах к водителям старше 60 лет предъявляются повышенные требования к здоровью, включая обязательные проверки зрения и слуха. В некоторых регионах ОАЭ водители старше 70 лет могут потерять право управления автомобилем при отсутствии регулярных медицинских осмотров.
Эти меры направлены на снижение рисков, связанных с возрастными изменениями, такими как ухудшение зрения или сердечно-сосудистые заболевания, которые могут стать основанием для аннулирования водительских прав.
Интересно, что статистика показывает, что пожилые водители реже становятся виновниками серьезных ДТП. Их опыт и более осторожный стиль вождения часто компенсируют возрастные недостатки. Однако некоторые заболевания, такие как диабет или ухудшение зрения, могут повысить риск аварий. В таких случаях восстановление прав возможно после прохождения дополнительной медкомиссии, подтверждающей способность к безопасному управлению автомобилем, включая использование корректирующих средств, таких как очки.
В 2023 году депутаты Санкт-Петербурга предложили ужесточить требования к водителям старше 70 лет, сократив срок действия водительских удостоверений до двух лет, обязав проходить медосмотры каждые два года и ужесточив требования к состоянию здоровья, особенно к зрению и слуху.
Сторонники этой инициативы считают, что это поможет снизить число ДТП, связанных с возрастными факторами, и повысить безопасность на дорогах. Однако, предложение вызвало критику и было воспринято как дискриминационное.
Вопрос об ограничении прав пожилых водителей остается сложным. С одной стороны, безопасность на дорогах является приоритетом. По данным ГИБДД, около 10% ДТП с участием пожилых водителей связано с их физическими ограничениями. Ухудшение зрения и замедленная реакция действительно могут создавать риски, сообщает источник.