Тематика введения возрастных ограничений для водителей старшего возраста в России продолжает вызывать активные дебаты. На сегодняшний день российское законодательство не предполагает таких ограничений, однако возможность их появления в будущем представляется вполне реальной, учитывая как международный опыт, так и заботу о безопасности на дорогах.
В разных странах к пожилым водителям применяются более строгие требования. Например, в Саудовской Аравии лица старше 70 лет обязаны проходить медицинское освидетельствование каждый год. В Турции водители, достигшие 65-летнего возраста, должны проходить медосмотры каждые два года, а после 75 лет — ежегодно. На Филиппинах лица старше 60 лет обязаны соблюдать повышенные медицинские требования, включая регулярные проверки зрения и слуха. В отдельных эмиратах ОАЭ водители старше 70 лет могут лишиться водительских прав при отсутствии регулярных медосмотров.
Эти меры направлены на снижение рисков, связанных со здоровьем пожилых водителей, таких как ухудшение зрения и сердечно-сосудистые заболевания, способные повлиять на безопасность. При этом статистика показывает, что пожилые водители реже становятся виновниками серьезных аварий, так как их опыт и осторожный стиль вождения часто компенсируют возрастные изменения. Тем не менее, определенные заболевания, такие как диабет или проблемы со зрением, могут увеличивать риск ДТП. В таких случаях восстановление прав возможно только после успешного прохождения дополнительной медицинской комиссии, которая подтверждает возможность безопасного вождения с учетом использования корректирующих средств, например, очков.
В 2023 году депутаты Санкт-Петербурга предложили увеличить требования к водителям старше 70 лет, сократив срок действия водительских удостоверений до двух лет, а также сделать обязательными медосмотры каждые два года, ужесточив условия, касающиеся здоровья, в частности, зрения и слуха. Поддерживающие эту инициативу утверждают, что это поможет снизить количество ДТП, связанных с возрастными факторами, и повысит безопасность на дорогах. Однако предложение стало предметом критики, и некоторые воспринимают его как дискриминационное.
Таким образом, вопрос о введении ограничений для пожилых водителей остается сложным и многозначным. Безопасность на дорогах — это всегда приоритет, поскольку, по данным ГИБДД, около 10% ДТП с участием пожилых водителей связано с их физическими ограничениями. Ухудшение зрения и замедленная реакция действительно создают риски, которые необходимо принимать во внимание, сообщает источник.